Берегись автомобиля

Горячие булочки, только что разрубленное мясо, спелые фрукты и фермерское молоко. Нередко даже самые свежие и натуральные продукты превращаются в потенциальную угрозу для нашего здоровья из-за ошибок, которые совершаются во время их доставки в магазины.

Год назад в городе Усинске (республика Коми) произошла типичная для любого города ситуация. Утром в один из супермаркетов привезли свежий хлеб и начали разгружать его, чтобы выложить на полки магазина. В это время мимо случайно проходил один из местных жителей – он-то и обратил внимание на процесс, обратившись в городской информационный портал Усинска с замечанием.

Мужчину возмутило то, что хлебобулочные изделия перевозят не в специализированном транспорте, а на обыкновенной «четвёрке» с полным нарушением санитарных норм.

«Нельзя наживаться на здоровье людей», - написал автор жалобы.

И он прав. Мы разобрались в правилах перевозки продукции и расскажем вам, чем для нашего здоровья чревато пренебрежительно отношение продавцов в к ним.

Путь продовольствия на прилавки тернист и сложен

Продавцу необходимо собрать документы на продукцию, оборудовать транспорт соответствующим образом и распределить по торговым точкам. Продукты можно привозить автотранспортом, по железной дороге, авиалиниями или судами. Самый популярный и дешёвый способ, конечно, автотранспорт, второй по популярности – жд.

Все продукты, которые есть на полках магазинов, с точки зрения перевозки делятся всего на две категории: скоропортящиеся и те, которые хранятся долго.

Быстро портятся:

- фрукты, овощи, ягоды, зелень;

- мясо, рыба, птица;

- переработанные продукты (колбасы, сыры и прочие молочные продукты);

- хлебобулочные изделия.

Долго хранятся:

- сахар и соль;

- различные крупы;

- макароны;

- консервы.

Перевозка регламентируется двумя основными документами:

- Техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

- СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли» - раздел «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов».

Вкратце все правила можно свести к общему минимуму:

- продукты питания нужно доставлять в магазин в специально оборудованном транспорте;

– там должны быть холодильники и приборы для поддержания нужной влажности. Для тех продуктов, которые относятся к скоропортящимся, это требование обязательно;

- нужно соблюдать товарное соседство – например, рыбу нельзя перевозить с молоком;

- на все продукты, которые везут потребителям, должны быть сопроводительные документы;

- внутренняя поверхность транспорта должна быть выполнена из нетоксичных материалов, её нужно регулярно мыть и дезинфицировать;

- каждый автомобиль/вагон должен быть проверен органами госсанэпиднадзора.

В чём же чаще всего лукавят продавцы и каким продуктам «достаётся» больше всего?

Обожглись на молоке

Часто на продуктовых рынках или на улицах мы видим добродушных фермеров, которые на прилавке или прямо в багажнике собственного авто выкладывают свою продукцию: молоко, сыр собственного приготовления, домашний творог. Не стоит обольщаться их натуральностью и пользой. Через эти продукты можно заразиться бруцеллёзом, сальмонеллёзом, кишечной палочкой и другими заболеваниями, которые имеют тяжёлые последствия для человека.

Молоко – скоропортящийся продукт. Поэтому к его перевозке предъявляются очень жёсткие требования. Так, по закону в молоке должно быть не более определённого количества бактерий, а кислотность не должна превышать заданного показателя. Есть строгие требования к температуре.

Главная проблема – не стерильность тары, в которой его везут к потребителю и то, что производители частенько экономят на приобретении специальных холодильных камер для транспортировки.

Молоко забирают с ферм в специальных флягах, которые должны быть плотно закрыты с помощью резиновых колец, марли и пергамента; или в автомобильных цистернах, которые должны после каждого раза проходить стерилизацию, кроме того их обязательно должны вымыть и высушить. Но часто это правило не выполняется, и молоко наливают прямо в грязную тару. Количество микробов из-за этого увеличивается в разы. Бруцеллёз, например, развивается на протяжении десятка лет и может повлечь за собой самые разные заболевания. Общественный резонанс приобрёл случай, когда артистка Екатерина Савинова (она известна по фильму «Приходите завтра» в роли Фроси Бурлаковой) трагически погибла – бросилась под поезд из-за шизофрении. Врачи обнаружили, что она развилась вследствие бруцеллёза.

Один из известных за последнее время случаев – как «молочко из деревни» «арестовали» в Курганской области – продавцы везли его прямо в грязных бидонах – ни о какой герметичности не было и речи – их даже не опломбировали, а лишь накрыли грязной тряпкой. По данным Россельхознадзора, продукция являлась собственностью одного из известных в Кургане фермеров. В Смоленской области была остановлена партия молока в цистернах – её везли крупному переработчику – там не было вообще никакой системы контроля температуры.

На слуху лишь те случаи, о которых сообщает ведомство, но сколько молока, качество которого сильно изменилось в ходе транспортировки, сегодня на прилавках? А как часто мы сами спрашиваем у продавцов документы? Можем ли быть уверены, что его везли в соответствии со всеми санитарными нормами?

Рыбный день

Не меньше проблем с рыбой. По закону рыбу должны транспортировать в специальных контейнерах с рефрижераторами. Температура для перевозки зависит от того, охлаждённая рыба или замороженная. Для «охлаждёнки» - 0-5 градусов, для замороженной – минус 18.

Нередко производители нарушают эти требования. Как и в истории с молоком, мы знаем лишь о тех случаях, которые удалось отследить Россельхознадзору. Недавно такой случай ведомство «поймало» в Красноярске – эта новость обошла все ленты. Замороженную рыбу – 50 тонн – везли из Петербурга. Температура во время перевозки составляла всего 9-12 градусов вместо 18.

Чуть ранее был ещё один случай в этом же городе – рыбу везли под видом кукурузных хлопьев – вообще без морозильных камер – более 100 тонн. Она должна была поступить в крупные и мелкие магазины и попасть на столы к местным жителям.

Обычно продавцы просто повторно замораживают разморозившуюся рыбу. С каждой повторной заморозкой-разморозкой происходит потеря белка и минеральных веществ.

Нередко мы видим, как на продуктовые рынки приезжает «рыбная машина» с целым ассортиментом: замороженная разнорыбица, сельдь в вёдрах, горбуша холодного копчения и многое другое. Такая «свежая рыба» пользуется большой популярностью у покупателей. А вот надзорные органы видят в этом нарушение закона.

У каждого из этих продуктов свои правила транспортировки и разный температурный режим, поэтому перевозить их вместе категорически нельзя. Рыба портится. В ней начинают размножаться паразиты, которые попадают в организм человека. Получается, чтобы найти качественную рыбу, нужно быть настоящим рыбаком.

Мясом не корми

Ещё один «проблемный» продукт – мясо. Нередко туши загружают в транспорт вообще без каких-либо холодильных камер и без необходимой упаковки, ссылаясь на малое расстояние между фермой и цехом. Это приводит к тому, что на поверхности начинают размножаться различные опасные микроорганизмы – сальмонелла, листерии и т.п. Вы скажете, что все они погибнут в процессе термической обработки, но здесь есть нюанс. Множество видов колбасных изделий – копчёные колбасы, карпаччо и другие – в силу особенностей технологии производства подвергаются не такой сильной обработке, чтобы в них погибли все бактерии. А значит, казалось бы, безобидный продукт на полке, может нести в себе потенциальную угрозу для нашего здоровья.

Автомобиль vs железная дорога: как безопаснее?

Путешествие продовольствия по железной дороге – не менее увлекательное дело. По железной дороге еду пускают в том случае, если надо быстро доставить скоропортящиеся продукты на длительное расстояние. В этом случае она незаменима, поскольку РЖД обладает огромным парком вагонов с рефрижераторами и всем необходимым оборудованием. Также жд транспорт обычно используют для перевозки растительного масла.

В целом можно сказать, что с точки зрения безопасности для здоровья и сохранности продуктов дела обстоят здесь лучше. У железной дороги, как и у автотранспортных компаний, есть внутренние нормативные документы, которые опираются на техрегламент и СанПин и в которых более подробно расписаны требования к условиям перевозки продовольствия с учётом специфики. Но «железка» более надёжна, поскольку все перевозки проходят через железнодорожную электронную систему ЭТРАН – электронные накладные. Поэтому РЖД всегда может предоставить историю перевозки абсолютно любых продуктов.

Бытует мнение, что перевозка по жд – не самый безопасный вариант, поскольку продукты питания могут возить в вагонах или цистернах из-под нефтепродуктов.

На самом деле это не более, чем миф. Все вагоны проходят перед загрузкой очистку и проверку на пригодность к перевозке продовольствия. Что касается специальных цистерн, в которых перевозят растительное масло для пищевой промышленности, то, если они соответствуют правилам перевозки, Федеральное агентство на железнодорожном транспорте присваивает им индекс «П» – пищевые. В непищевых цистернах осуществить перевозку невозможно благодаря жёсткому контролю ЭТРАН.

Интересный факт
В России, а до этого в СССР, для перевозки растительных масел использовали цистерны из низколегированной стали, которые в документации обозначались, как «для светлых нефтепродуктов». Так поступали просто потому, что отдельного специализированного транспорта для перевозки масложировой продукции вагоностроительные заводы просто не производят. А масло по своим физическим характеристикам близко к нефти. И поэтому использовались цистерны по техническим характеристикам предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов. Но никто и никогда не возил в них ни нефть, ни нефтепродукты, они всегда использовались исключительно для перевозки пищевых грузов. Это контролируется Минтрансом и РЖД.

На заметку

Говорят, что есть вещи, на которые мы повлиять в этой жизни не можем. И путь, который проходит еда от производителя до нашего стола, как бы смешно не звучало, действительно одна из таких вещей. Тем не менее, предупрежден – значит, вооружён. По крайней мере, перед покупкой «свежего парного молочка» или «фермерской говядины» уже волей-неволей уже задумаешься: а не посмотреть бы документы у продавца?

 

 

 

 

Комментарии (0)