Годные тенденции

10 предметов гардероба, которые мужчины обожают видеть на девушках; 10 предметов гардероба, которые мужчины терпеть не могут на девушках; топ одежды, которая вас стройнит, полнит, мертвит; предметы гардероба, которые вредят здоровью, укрепляют здоровье. «Что носить, чтобы выглядеть круто и стильно?», «В чём ходить, чтобы не походить на ботана?», «Снимите это немедленно!», «Наденьте это ещё быстрее» …

Этот список безумных заголовков можно продолжать бесконечно. Как обычным нам угнаться за всеми модными тенденциями? И главное – надо ли?

Яркие витрины предлагают красоту, успех, уверенность. Цены же модных товаров вводят в ступор своим несоответствием затраченным на их создание усилиям. Модницы, насмотревшись «Дьявол носит Prada», «Шопоголик», «Секс в большом городе», проповедуют: «Заглядывая в витрины магазинов, мы видим другой мир — сказочный мир идеальных вещей! В нем взрослые девочки получали все, чего хотели…»

Мальчики тоже, как выясняется, хотели в детстве не только машинку и часики. Лоферы, оксфорды, челси, конверсы; свитшоты, худи, кардиганы; дафлкоты, парки, тренчи – современные мужчины в курсе, что все это значит.        

Так все и бегут за глянцевой сказкой, в надежде купить за деньги то, что за них не покупается – внимание окружающих, чувство собственной значимости, уверенности в себе.


Во всём виновата пещерная женщина

Одежда первобытного человека выполняла одну функцию – защиту от внешних воздействий. Этой же цели служили амулеты, нательные рисунки. Некоторым племенам они вполне заменяли любой наряд. Кроме того, мужская и женская одежда вообще не отличались – то есть никаких мужских и женских коллекций! Нынешние дизайнеры с ума бы там сошли от безделья.     Но однажды первобытная женщина наелась вдоволь (то есть удовлетворила свои первичные потребности) и решила, что пора начать украшать собой мир – подвязать свою шкуру мамонта поясом из рыбьей чешуи, вставить в волосы птичье перо, да мало ли что!

Пройдемся по вехам, которые отделяют пещерную женщину от сегодняшней модницы.

Сначала была стихийная, условная мода первых цивилизаций, затем – первых государств, тенденции эпохи средневековья.  Зарождение моды в современном понимании началось в XII - XIII вв. В костюме появились элементы украшения. В эпоху Ренессанса появились и стали популярны бархат и шёлк, был ещё «золотой век» чопорной Испании в XVI в.  На время правления короля Людовика Великого пришлось становление общей моды в Европе.  В ХХ веке к нам пришла высокая мода (от кутюр), мода прет-а-порте, массовая мода.

Но суть в веках не изменилась. Одежда и внешний вид, во-первых, привлекают внимание, во-вторых, подчёркивают социальную принадлежность. Моду как социальное явление определили американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель ещё в конце XIX – начале ХХ вв. По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания своего отличия от простых людей. Сейчас это называют «маркер статуса». Затем модные тенденции просачиваются «вниз», теряя свою новизну, и появляется массовая мода. И элита вновь придумывает что-то оригинальное. Круг замыкается, и потребительский цикл повторяется снова.


Игра с комплексами

Давайте попробуем отделить мух от котлет.

Чего мы хотим на самом деле, когда покупаем одежду? Поставьте плюсы там, где мы угадали:

 - подчеркнуть свою значимость, принадлежность к элите (узнаваемые вещи из последних коллекций известных брендов или просто самые дорогие вещи, насколько позволяет доход);

- следовать своему чувству стиля, показывать через внешнее свой внутренний мир без всякой другой цели (любые вещи, включая созданные своими руками, небанальные сочетания цветов и фактур);

- обеспечить ежедневное удобство (вещи, не стесняющие движений, дышащая ткань, природные оттенки);

- быстро понравиться противоположному полу (подчеркивающие и открывающие фигуру вещи у дам, максимально дорогие и статусные – у джентльменов);

- произвести впечатление на людей, от которых зависит бизнес, карьера (деловой стиль, качественные крой и держащая форму ткань);

- прикрыть наготу, чтобы выйти из дому (функциональные чаще недорогие вещи).

В зависимости от ситуации мы можем выбрать тот или другой вариант, и будем правы. Действительно, важно выглядеть адекватно в глазах деловых партнеров, работодателей, потенциальных вторых половин. Как говорит модный эксперт Эвелина Хромченко: «Главное правило моды – уместность».

Однако есть неуловимая разница между необходимостью производить своим видом нормальное впечатление и желанием стараться соответствовать чьим-то зачастую не вполне здоровым ожиданиям, либо тешить свои комплексы, набивая чьи-то кошельки и опустошая свой.

Почему мы позволяем fashion-индустрии безапелляционно вешать бирки «модно» – «немодно», «хорошо» – «плохо»? Почему нам декларируют, что мы должны носить, как выглядеть, где отдыхать, что есть и пить?


Ширпотреб-бум

За последние годы модная индустрия превратилась в колоссальный бизнес и в результате стала основой потребительского общества. Потребительский спрос долгие годы усиленно и целенаправленно стимулировался fashion-корпорациями. Явная и скрытая реклама в журналах, телевизорах, Инете сделала свое дело.   Производители играют с нашими комплексами: определённые вещи мы покупаем, чтобы походить на кумиров, выглядеть не хуже, чем другие, чтобы было как у соседа, чтобы чувствовать себя счастливым и полноценным членом общества.

Люди много покупают, заполняя свою внутреннюю пустоту. Они проводят своё свободное время в гипермаркетах, шоппинг стал средством релаксации, в магазины ходят «погулять». Мы зачем-то обновляем гардероб каждый сезон и только, когда заканчиваются деньги,  понимаем, что половина вещей в нашем шкафу – ненужное барахло.


Как они это делают?

Начинают прямо с детства!

Американские авторы исследования «Фактор нытья», утверждают, что нытьё – главный инструмент, на который рассчитывают производители товаров и рекламщики. Ролики убеждают детей, что приобретённый товар сделает их крутыми, поднимет их авторитет среди сверстников, сделает их более уверенными. Ну а дальше дело техники: скорость краха родительского терпения напрямую зависит от виртуозности и настойчивости детского нытья.       

Дальше – больше. Из каждого утюга нам рассказывают истории успеха разных дурнушек, которых переодели, причесали и – вуаля! Счастье и успех сразу стучатся в дверь. Для обычных молодых людей все эти, казалось бы, полезные и показательные истории оборачиваются комплексом навязанных идеалов и комплексом статуса.

В 2015 году было проведено анкетирование молодых девушек от 17 до 21 года, которое показало, что 75 % опрошенных обладают самооценкой среднего и низкого уровня, что связано с критериями идеальной красоты, навязываемыми миром моды. Под воздействием глянца около 82 % девушек желают изменить свою внешность, даже не имея очевидных проблем с фигурой. И, разумеется, все они пойдут, купят и наденут то, что им в этом глянце посоветовали.

Популяризация брендовых вещей как статусных – просто насос по выкачиванию денег из людей, желаемым статусом пока не обладающих. Продукцию премиум - марок приобретает довольно узкий круг людей, для которых это недорого.  Для них и производятся товары люксового (сейчас говорят «лакшери») качества. Там своя жизнь и свои правила. Границы своего мирка они охраняют тщательно, и попасть внутрь не в качестве клоуна, а на равных, только лишь правильный внешний вид все равно не поможет.

Но те, кому очень уж хочется походить на сильных сего мира и их спутниц, купят фальсификат, убедят себя, что это настоящая вещь и переплатят за нее 800% на радость бизнесменам из Китая, приклеившим, пользуясь случаем, модные лейблы к своим поделкам-подделкам.


Модно или стильно?

Легенда мира моды Коко Шанель когда-то сказала: «Мода выходит из моды, стиль – никогда». Стиль – показатель индивидуальности, постоянства. Модные «экземпляры», одетые по принципу «не пришей кобыле хвост», невыгодно отличаются от стильных людей, чётко понимающих, что им подходит, а что – нет, знающих толк в красивой одежде.

Все наверняка помнят моду на малиновые пиджаки, чёрные кожаные куртки, турецкие свитера, джинсы-мальвины. Эти вещи, войдя в моду, были в гардеробе каждого второго. А вот отражали они характер и индивидуальность владельца? Вряд ли.

А заезженная история с носками и сандалиями? Когда-то подобный набор означал, что у человека просто нет денег, на ботинки, в носках и сандалиях – очевидно теплее, чем просто в сандалиях. Потом подобное сочетание было предано анафеме, т.е. объявлено верхом безвкусицы и кича. Сайт Sandalandsoxer уже на протяжении многих лет собирает фото людей, обрядившихся в этот ужас.

Но настал день, когда всё изменилось… (Читать сакраментальным голосом). Модные показы Christian Dior, Louis Vuitton, Chanel выпустили на подиум мужчин в носках и сандалиях. Табу снято признанными модными домами. Ну как после этого верить моде?

Идеология новой скромности

Обнадёжим испугавшихся. Есть свежая струя, противостоящая гламурной безвкусице по завышенным ценам. Это «идеология новой скромности».  Историк моды Александр Васильев сказал об этом явлении так: «Неприлично быть сегодня ходячим сборищем брендов. В цене – интеллектуальная мода…». Магазины уровня Zara предлагают стильные новинки по доступной цене. Кроме того, интернет-пространство предоставляет всем желающим возможность обрести собственный стиль через посещение виртуальных шоу-румов. Например, ресурс с говорящим названием Not Just a Label демонстрирует работы начинающих и уже известных дизайнеров со всего мира. Много из представленного имеет вполне приемлемые цены. Но главное – здесь всегда можно найти что-то особенное, неповторимое, «штучное».

Набирает популярность hand made гардероб, винтажные вещи, найденные в бабушкином сундуке. Самое новое поколение не привязано к моде, как социальному маркеру. Свитер бойфренда, папин плащ – и никаких модных тенденций, высоких показов, сформированных по тренд-букам (рекомендации и заготовки специальных агентств, прогнозирующих модные тенденции на несколько лет вперёд).

Рождается новый волшебный мир, который невозможно уместить в рамки индустрии красоты. Где находится блошиный рынок и где fashion-производство с маркетинговыми стратегиями, бесконечными новыми коллекциями, многомиллионными оборотами.

Альтернативную моду мы создаём сами. И здесь главное – внутренний комфорт человека, гармония, которые одежда всячески должна поддерживать. Пусть мода поможет нам быть лучше, красивее, а не опустошит кошелёк, «впарив» некачественную, дорогущую, но модную вещь.

Изучать историю моды, закономерности между развитием прогресса, общественными явлениями и появлением новых фасонов и вещей очень увлекательно и полезно. Рассматривать альбомы, посещать лекции, смотреть фильмы и хронику, читать и размышлять об этом – интересный досуг и саморазвитие.

Когда мы перестанем стремиться к бессмысленно дорогим люксовым товарам, дарящим ощущение мнимой элитарности, перестанем покупать iPhone в кредит и брать в аренду букеты для фото в Instagram, все навязанные стереотипы рассыплются сами собой. Джанни Версаче как-то сказал: «Не зацикливайтесь на трендах. Не позволяйте моде завладеть вами, решайте сами, кто вы, что вы хотите выразить своей одеждой и образом жизни». А этот человек кое-что понимал в моде…

 

 

 

Комментарии (0)