Мятежные продукты

«Где родился, там и пригодился» – эта пословица немного устарела, но каких-то пару веков назад она была актуальной как для самих людей, так и для продуктов их питания.

У каждого из нас существуют определённые вкусовые привычки и пристрастия, которые обусловлены местом нашего жительства, национальностью, взглядами на жизнь, состоянием организма. О вкусах действительно нет смысла спорить. Зато есть смысл совершать гастрономические открытия, удивляться тому, как вкусовые предпочтения способны отражать историю целых стран и народов. В еде как в жизни – любовь, ненависть, скандалы, запреты, признание и поклонение.

Нам кажется, что  продукты, привычные для нашего стола, не таят в себе ничего интересного и что их употребляли в пищу всегда. Как же мы не правы! Часто выясняется, что даже самый банальный овощ прошел тернистый путь к нашему столу, и рассказал бы нам, если бы умел, свою непростую историю завоевания признания и авторитета. Да-да, горячо любимые нами овощи, фрукты, напитки когда-то считались ядовитыми, смертельно опасными, за их употребление или распространение человек мог поплатиться жизнью. Вот некоторые из этих мятежников и смутьянов. 

Помидор

Слово «томат» восходит к туземному южноамериканскому «tumatle». Коренное население Южной и Северной Америки выращивало и употребляло этот овощ в период 500-700 гг. до н.э. В Европе о помидоре впервые заговорили в 1553–1554 гг., когда ботаники описали и зарисовали неизвестный ранее куст, плоды которого были определены как вариант баклажанов. Назвали открытие «поми д'оро» – «золотое яблоко». По своим свойствам этот «золотой» овощ считался афродизиаком. Как говорится, хозяйке на заметку.

Неудивительно, что жителям побережья Средиземного моря помидоры полюбились достаточно быстро и в пищу они употреблялись без опаски. А вот в чопорной Англии быстрой любви не произошло. Англичане выращивали помидоры для красоты дома в горшках, в оранжереях и на клумбах. Букеты из помидорных стволов и ягод преподносили в подарок влюблённые в знак восхищения и поклонения красоте. Многие европейцы считали, что помидоры ядовиты. Поэтому эти ягоды не допускались до столов коронованных особ. Причина страха, как это ни странно сегодня звучит, кроется в кислотности помидоров. Продукт, подаваемый на оловянной посуде, вызывал токсичную реакцию. Это–то и пугало на тот момент  гастрономически не просвещённых европейцев. Датская книга по садоводству 1774 г. утверждала, что помидорные плоды очень вредны, так как способны свести с ума тех, кто их поедает.

Учитывая дурную репутацию помидоров, многие агрессивно настроенные пытались использовать ягоды в качестве яда. Правда, ожидания не оправдались – ни одного достоверного случая отравления зафиксировано не было.  С другой стороны, в некоторых книгах можно найти свидетельство того, что кашица из перетёртых помидоров – отличное лекарство, помогающие заживлять раны.

В Северной Америке к помидорам также относились без особого энтузиазма. Мало того, что их считали ядовитыми. Так, ещё в начале 19 в. стал стремительно распространятся слух, что в этом растении живёт опаснейший зелёный червяк, который в один момент способен убить человека. И только наука в лице энтомолога Бенджамина Уолша смогла победить поверье. 

В России помидоры появились в 1780 г. В этот год русский посол в Италии отправил императрице Екатерине II огромную посылку с овощами и фруктами, где среди прочих собратьев были и помидоры. Вкус новых диковин пришёлся по вкусу царице и придворным. С тех пор помидор прочно закрепился на российском столе.

Таким образом, абсолютно съедобными помидоры стали только на рубеже 18 –19 вв., а широко распространились после Второй мировой войны.

Картофель

Этот овощ горячо любим не только в России. Жители Европы, Азии, Африки, Америки не представляют без него свой дневной рацион, картофель сажают в 130 странах мира. А были времена, когда этот корнеплод запрещали, призирали и боялись. История картофелеводства полна трагическими событиями и неожиданными поворотами.

Традиционно родиной картофеля считается Южная Америка. Первобытные племена 14 тыс. лет назад, находясь в постоянных поисках еды, наткнулись на клубни дикого картофеля, которые пришлись им по вкусу. Именно здесь его и стали выращивать как культурное растение. Индейцы картофель ели с удовольствием и опаской. Дело в том, что картофель считался живым существом, коренные американцы ему поклонялись, приносили жертвы.  По некоторым источникам, ежегодный праздник плодородия и собранного урожая в Южном Эквадоре требовал принесения в жертву обожествлённому картофелю 100 детей. Даже была картофельная единица измерения – время, потраченное на варку картошки (около одного часа).

Широкомасштабному распространению картофеля по миру способствовало завоеваний новых территорий испанцами. Впервые мучнистый корнеплод описал Юлиан де Кастельянос в 1535 г. С его небольшой заметочки начался долгий путь овоща по Европе. В Испании и Фландрии заморский клубень был встречен с интересом. Здесь высоко оценили не только его вкусовые качества, но и внешний вид (картофель рос на клумбах), лечебные свойства (картофель помогал излечивать цингу, которая в то время была распространена среди моряков).

В остальных странах Европы путь овоща был куда более тернистым. Происходили даже картофельный бунты. Крестьяне категорически не хотели сажать этот дьявольский плод, т.к. считали его ядовитым. По незнанию в пищу употребляли ботву или неспелые клубни, от чего происходили массовые отравления. Правящая европейская верхушка особого внимания на эту неприязнь не обращала и продолжала насаждать картофель в принудительном порядке. Так, прусские правители Фридрих Великий и Фридрих Вильгельм Первый издали особые указы, по которым всем отказавшимся сажать картофель надо отрезать нос и уши.  И только в 1772 году благодаря колоссальным стараниям парижского агронома и аптекаря Антуана Огюста Пармантье Парижский медицинский факультет официально объявил картофель пригодным для еды.

Появление картофеля в России связывают с именем Петра I, который впервые прислал клубни «для расплода» из Нидерландов. Но повсеместное распространение было встречено в штыки в прямом смысле. Крестьяне, как и их европейские коллеги, возделывать культуру отказались, начались бунты. Старообрядцы называли её «плевком дьявола», «плодом блудниц», «чёртовым яблоком» (по созвучию с немецким «крафт тойфельс» – чертова сила). Противостояние длилось вплоть до Семилетней воины 1756-1763 гг. В эти годы российские солдаты, увидев и попробовав картофель в Польше и Пруссии, привезли его домой. И через некоторое время был выпущен специальный указ Екатерины II «Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков».

С этого периода «дьявольский фрукт», постепенно завоёвывая сердца и желудки людей, стал не только самым распространённым овощем, но и вторым хлебом на столе.

Чай

История распространения чая, точнее культивирования чайного дерева, связана с тысячелетней историей древнекитайской цивилизацией. 4 800 лет назад китайский император и основоположник врачевания Шень Нуну открыл волшебные целебные свойства чайных листьев. Это открытие китайский естествоиспытатель сделал, проводя эксперименты на себе. Используя всевозможные отвары из трав, Шень Нуну заметил, что именно листья чайного дерева помогают выводить яды при пищевом отравлении. Благодаря своим тонизирующим способностям, чай стал постоянным участником многочасовых религиозных обрядов.

Эпохи правления последующих императоров знаменовали разные этапы становления напитка. Постепенно чайные листья стали употребляться в пищу и приобрели огромную популярность среди всех слоёв населения. Более того, в Китае сформировалась целая чайная отрасль, основанная на разных технологиях производства и способах переработки. Чай стал основополагающим напитком Китая, неотъемлемой частью национальной культуры. 

По мере становления чайного китайского производства напиток стал распространятся по миру. Япония, Корея, Европа, Индия – никто не смог устоять перед новым «божественный» напитком.

Напиток впервые добрался до Российской империи в 1638 г. В этот год посол Василий Старков преподнёс царю Алексею Михайловичу дар от монгольского хана – 64 кг чая. В это время государь «животом маялся» и лечебный чайный напиток пришёлся очень кстати. Это и дало начало прочным товарным связям России и Китая. Сначала чай был постоянным гостем в боярских домах, а потом, спустя некоторое время, Россия стала второй страной после Англии по количеству выпитого чая на душу населения. В конце 18 в. с появлением самовара чай стал неотъемлемой частью дружеских застолий, семейных посиделок. Так зародилась целая национальная традиция – совместное чаепитие.    

Кофе

Много столетий назад в горах жаркой Эфиопии, местность Каффа (на арабском языке «кофе» звучит как «кахва»), юный пастух Калдим пас коз. Однажды он заметил, что его козы с удовольствием поедают красные ягоды невысоких кустарников, а после становятся необыкновенно бодрыми и резвыми. Калдим не растерялся: собрал ягоды и залил их водой. Получившийся напиток был очень горький на вкус. Опечаленный этим фактом пастух сгоряча кинул ветки с ягодами в костёр и сразу же вокруг распространился круживший голову запах. Калдим достал уже поджаренные ягоды из костра и снова залил их горячей водой. Напиток получился совсем иной. Парень сразу почувствовал прилив энергии. Своим открытием Калдим поделился с настоятелем местного монастыря, который испробовав напиток на себе и других монахах, также отметил, что после его употребления значительно легче проводить многочасовые ночные служения.

С тех пор, как козы открыли «бодрящие ягоды», и до 14 в., когда начала зарождаться подлинная кофейная культура, напиток пережил множество изменений. Из дикорастущих кустарников коренное население Эфиопии делало отвары, пили вино из забродивших ягод, арабы употребляли сами ягоды в пищу, варили их перед тем как сделать напиток, турки впервые стали обжаривать кофейные плоды. Именно турецкий напиток по вкусовым качествам максимально приближен к сегодняшнему кофе. Надо отметить, что не весь мусульманский мир принял кофе. Одно время он даже попал под запрет, т.к. стал для многих аналогом крамольному алкоголю и к тому же отвлекал от аллахоугодных молитв.

В Европу кофе завезли торговцы из Венеции в 1615 г. Однако некоторые представители власти увидели в этом напитке скрытую угрозу и попросили Папу Климента VIII объявить его порочным и нечистым. Но ароматный кофе так полюбился Папе, что он наоборот благословил христианскую паству на потребление напитка.   

И снова Россия узнала о новом продукте благодаря Петру I. Он пришёлся по душе только вельможам, а простой люд назвал его «дьявольским пойлом». Ситуацию смогла изменить Отечественная война 1812 г. Солдаты увидели, попробовали благоухающий европейский напиток и забрали домой. Прошли годы… В настоящее время в России кофепитием увлекается 68% населения.

Еда – наш вечный спутник, ещё никому не удавалось без неё обойтись! Сейчас праноеды (люди, питающиеся солнечной энергией), конечно, могут возмутиться. Но мы говорим, про обычных нас, для кого еда необходима. При этом поддерживать жизнь хочется не примитивно и однообразно, а вкусно, изысканно, получая удовольствие. Мы эволюционировали, а вместе с нами развивалась и еда. От сдержанного отношения к пище, удобной в походных условиях, до эллинских изощрённых блюд (маленькая маслина запекалась в птице, птица в козлёнке, козлёнок в овце, овца в быке, а бык уже помещался на вертел), через многочисленные государственный и религиозные запреты мы пришли к дню сегодняшнему. Современная еда разнообразна, как наш цивилизационный социум. Но основной принцип – недоверие к новому – не теряет своей актуальности во времени. Пищевые табу по-прежнему обусловлены географически, ментально, религиозно, только современность ещё добавила политические причины, зависимость от запросов большого бизнеса. «Дьявольские» продукты сменили продукты инновационные, функциональные. Многое по-прежнему вызывает недоверие, настороженность. В этих ситуациях достаточно вспомнить адские помидоры и картофель. Возможно, это изменит наш взгляд на некоторых современных пищевых изгоев.

 

Комментарии (0)