Отрицательные наклонности

Мимоходом обесценить важные для многих людей понятия и взгляды  иногда получается у гонцов за креативом. Под удар попали дети, правила русского языка, Дед Мороз и даже психологи.

Так вышло потому, что  в рекламных компаниях был использован механизм обесценивания. Это  один из защитных механизмов психики,  когда  человек   снижает (а то и вовсе отрицает) значимость того, что на самом деле для него очень важно. Обесценить можно всё подряд:  людей,  их чувства, мысли  и достижения.

Это средство используют, чтобы избежать  соприкосновения с непереносимыми чувствами. Например, часто обесценивается то, что невозможно получить. Как лиса из басни обесценила виноград, назвав   сочные плоды неспелыми лишь потому, что не смогла до них  дотянуться. Признание в неспособности добыть лакомство больно ударило бы по лисьей самооценке. Пришлось снижать значимость винограда.

Обесценивание других людей – это способ повысить свою самооценку за счет принижения другого человека. Так часто делают манипуляторы. Ведь если внушить человеку, что он сам, его мысли и чувства какие-то неправильные, то он вполне может попасть в зависимость от такого «благодетеля».

В случае с продажей товаров и услуг обесценивание проявляется как предложение купить что-то одно вместо чего-то другого, потому это «что-то» важнее, значимее и полезнее.

Посмотрим, какой выбор предложили сделать потребителям рекламисты.

Что защищать?

Однажды  накануне Дня защиты детей на баннерах в Барнауле появилась вот такая реклама стрип-бара «Kama-sutra»:

Очень похоже на скрытый призыв заменить защиту детей походом на стриптиз, не правда ли? Образ ребенка (дитя) сравнивается с образом женской груди в контексте стрип-клуба в пользу последнего. Международный детский праздник -1 июня (День защиты детей), ассоциация с которым возникает при взгляде на рекламу, сравнивается с эротической вечеринкой.   От словосочетания "1-2 июня День защиты т(д)итей" возникает ощущение обесценивания женщин и родительских чувств.  

 Вот и жительница Барнаула обратилась в Управление федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю с заявлением по поводу соответствия данной рекламе закону. Она была не одинока –в местных СМИ  появились негативные публикации по этому поводу, а в ФАС раздавались звонки возмущенных горожан.

В итоге изображение отправили на рассмотрение комиссии в сфере норм общественной нравственности при администрации Барнаула. Комиссия ответила на вопросы, используются ли слова "дитей" и "титей" в современном русском языке и соответствует ли реклама клуба  нормам нравственности и морали. Параллельно проводилось открытое голосование в Интернете, в котором пользователем предложили определить характер рекламы. В опросе приняли участие 408 человек, 67% из которых посчитали рекламу непристойной, а 9% отметили нарушение норм русского языка.

Комиссия пришла к выводу, что данная   реклама  обесценивает  все устои и традиции Международного дня защиты детей. Праздник этот, к слову, призван напоминать взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.  Кроме того, слова «дитей» и «титей» признаны отсутствующими в русском языке.

На официальном сайте  УФАС  России  по Алтайскому краю сообщили о вынесении постановления о наложении на стрип-бар Kama-sutra (ООО "Артель") административного штрафа по ст. 14.3 КОаП РФ за ненадлежащую наружную рекламу в сумме 100000 рублей. Сделано это в связи с нарушением части 6, 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ч.6 ст.1 Федерального закона  «О государственном языке Российской Федерации».

Еще о низведении женщины до роли сексуального объекта, отрицании наличия у нее воли и чувств, можно прочесть здесь. 

Во что  верить?

В Москве и в Ростове-на-Дону,  в ноябре, когда стартует предновогодняя суета, девелоперская  компания «Дон-Строй Инвест» запустила вот такую  рекламную кампанию:

Реклама обесценивает в глазах детей все волшебные рассказы родителей о существовании Деда Мороза, формирует недоверие детей к родителям. При этом в Федеральном законе «О рекламе» Деда Мороза тоже нет, зато есть статья, которая запрещает дискредитацию родителей и воспитателей и подрыва доверия к ним у несовершеннолетних.

Вот и пользователи соцсетей, в числе которых была сотрудница Интерфакса Надежда Папудогло, находящаяся в декрете, высказали опасения, что этот слоган может нанести психологическую травму детям.

Журналистка обратилась сначала в Департамент рекламы, а затем и  в ФАС.

Однако по предварительной оценке ведомства нарушений закона усмотрено не было. "Важен момент времени: то есть  Деда Мороза еще нет, а подарки, то есть скидки, уже есть", - отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Он также добавил, что: "По-другому реклама будет восприниматься во второй половине декабря. Если к моменту начала детских елок рекламные щиты все еще будут висеть, реклама будет рассмотрена на экспертном совете ФАС по рекламе".

Компания не изъявила намерения менять концепцию. Пресс-служба девелопера  пояснила, что  недоумение ребенка по поводу какой-то надписи — хороший повод обсудить с ним то, что все люди разные, и что  у  каждого человека есть право на выбор, на свое мнение, и реклама не повод подвергать сомнению собственные ценности. Там посчитали, что этот тот случай, когда ребенку следует объяснить, что есть верующие и атеисты,  романтики и практики, «физики» и «лирики». Что кто-то верит в сказку и волшебство, а кто-то — в силу рационального подхода.

Так-то оно так, только вот в Деда Мороза дети  верят лет до десяти, а в этом возрасте такими категориями как «рациональный подход» они еще не мыслят, и объяснить им нечто подобное проблематично.

В результате по этому инциденту меры административного воздействия не принимались, однако факт наличия общественного резонанса очень показателен.

К кому обращаться?

В Воронеже обнаружились флористы-философы, которые сравнили свой бизнес с нелёгким хлебом психологов. В свою, конечно же, пользу. На этот, с позволения сказать, слоган обратила внимание известный воронежский психолог Наталья Терещенко. Она сфотографировала его и разместила в Фейсбуке:

То есть покупателю вроде как в шутку предлагается,  работу с психологом  заменить созерцанием  букета. Видимо, это уникальная возможность легко и дёшево решить все личные проблемы, просто не все о ней знают. В нашей стране после многолетнего страха перед советской психиатрией, которую государству доводилось  использовать в карательных целях, психологов  опасаются до сих пор. Мы делаем первые шаги на пути умения осознавать свои проблемы и чувства, учимся обращаться за помощью такого рода, преодолеваем сомнения в необходимости этих шагов.  И тут вдруг вот тебе, бабушка, и Юрьев день! – люди всего лишь захотели продать лишний букетик.

 Интересно, как понравилась бы цветочных дел мастерам реклама, скажем, фотообоев  со слоганом «Вместо тысячи флористов»?  Или хотели бы они услышать  в ответ: «Один флорист вместо тысячи психологов, и всем чабрец», - как остроумно предложили в комментариях к посту.

Эта история пока не имеет продолжения – психологи люди мирные, им не привыкать к различным проявлениям человеческой натуры, и жаловаться они вряд ли пойдут. А Интернет тем временем  пестрит подобными «мотиваторами», на самом деле выражающими страх повернуться  к своим проблемам лицом и поработать с ними.

Доктор алкоголь:

Доктор агрессия:

Доктор скорость:

Хорошо еще, что закон о рекламе запрещает чернить конкурентов. Однако некоторые умудряются делать это не прямо, так косвенно. Например, упоминая в интервью в негативном ключе неких «других производителей», навешивая на этих «других» все возможные и невозможные грехи.

 Как это бывает, можно почитать здесь. 

В конце концов, обилие товаров дает нам свободу выбора. И никакая реклама не должна превращать свободу выбора в иллюзию свободы выбора, как это делала советская пропаганда:

 

 

 

 

 

Комментарии (0)