Слишком жирные окорока

Наш нечаянный помощник: сеть магазинов «Пять шагов», работающих в Архангельской области. Всего в регионе действует 22 торговых точки. Они представляют собой формат магазинов «у дома» («Convience store», или «удобные магазины»). Это   некрупные торговые объекты, расположенные в жилых районах города. Позиционируют себя как «предлагающие тщательно подобранный ассортимент качественных продуктов питания, алкоголя, продукции собственного производства, а также сопутствующих товаров». Чем помогли: торговали товаром, состав которого на этикетке не соответствовал фактическому положению дел. Вызвали недовольство покупателя, которое привело его в суд. На примере судебного решения мы смогли узнать объем прав покупателя, оказавшегося в этой ситуации, а также  что бывает с продавцом товара, который  так поступает.

Хроника событий: Жительница города Североморска Архангельской области присмотрела в магазине сочный окорок. Это был увесистый кусок мяса, 786 гр., на каждые 100 из которых согласно этикетке приходилось 2,7 гр. жира.    Эта информация о товаре хозяйку устроила, и она сделала покупку.

Дома, разморозив продукт, она обнаружила, что жира в купленном куске в несколько раз больше заявленного. Видимо, в таком виде мясо не годилось для приготовления намеченного блюда и не стоило заплаченных за него денег и потраченного времени. Женщине все это, разумеется, не понравилось. Настолько, что она решила действовать.

Если с кем-то приключится такой же казус и придется составлять претензию продавцу (а сейчас это необходимо делать до обращения в органы Роспотребнадзора), то  на юридическом языке  праведный гнев изливается так:

— продавец  сообщил покупателю  недостоверную информацию о содержании жира в продукте, т.е.  не предоставил полную и достоверную информацию об энергетической ценности продукта;

 - это привело к принятию покупателем  неверного решения о выборе товара ненадлежащего качества.

Нормы закона: Статьи 8 и 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

О том же говорят пункты 3.1, 3.4 и 3.5 ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 29.12.2003 № 401-ст. Плюс конкретизируют: информация о пищевых продуктах должна содержать, в том числе, пищевую ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов). Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и микроэлементов в 100 г, или 100 мл, или 100 куб.см съедобной части продукта, а калорийность/энергетическую ценность – в килокалориях и/или килоджоулях в расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 куб.см продукта.

Сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности приводятся в случае, если их значение в 100 г (мл, куб.см) пищевого продукта составляет не менее 2%, а для минеральных веществ и витаминов не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления.

Хэппи энд. Не найдя правды в магазине рассерженная покупательница, заручившись заключением  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), прихватив этикетку и чек (это важно!), отправилась в суд.

Ответчик, ИП, осуществлявшая розничную торговлю в одном из магазинов сети  «Пять шагов», упорствовала и предоставила фото этикетки маркировки поставщика. По ней выходит, что поставщиком на упаковку продукта «Окорок свиной безкосный свежемороженый, производства Бразилия»  нанесена отражающая действительность информация о пищевой ценности продукта «На 100гр. продукта: белки – 15г, жир – 27г, энерг. ценность -305 Ккал».

В суде быстро разобрались, что информация о пищевой ценности продукта, указанная на упаковке приобретенного покупателем-истцом, занижена по сравнению с информацией, предоставленной продавцом-ответчиком суду. Следовательно, при продаже истцу года окорока свиного указанная на упаковке информация о пищевой ценности продукта не соответствовала действительности.

Покупательнице пришлось бы нелегко доказывать свою правоту, если бы она выбросила чек и этикетку.

А так выводы суда были лаконичны: истцу причинен моральный вред, а значит с ответчика нужно взыскать денежную компенсацию морального вреда. Кроме того, с продавца в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскали штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Неприятным бонусом для продавца стало взыскание с него еще и государственной пошлины в бюджет города, поскольку в силу закона по такой категории дел истцы от ее уплаты освобождаются.

Покупателю сплошной профит, можно купить много хорошего сочного мяса, да и вообще чего душа пожелает. А продавцу будет о чем поразмыслить, тем более что на страничке сети магазинов ВКонтакте другие покупатели делятся своими открытиями: в приобретенных там хлебо-булочных изделиях им попадаются то проволока, то камушки. Правда, менеджмент сети сразу же бодро извиняется и теперь улаживает вопросы досудебно.

Полезная ссылка: Интересующиеся могут пройти на официальный сайт Северодвинского городского  суда Архангельской области и ознакомиться с полным текстом судебного решения по делу № 2-1256/2015 от 18 февраля 2015 года.

А вот жир не виноват. В рассматриваемом случае речь шла об информированности покупателя о составе товара, а так количество потребляемого жира — дело вкуса и подкованности в вопросах правильного питания. Справедливости ради добавим, что жир, будь он хоть животный, хоть растительный, не является вредоносным. Продукты животного происхождения, обычно, имеют более высокую калорийность, связанную с бОльшим содержанием жира. Поэтому те, кто озабочен вопросами похудения, считает слово жир чуть ли не ругательством. Это они напрасно, ведь жиры – поставщики энергии, они необходимы для усвоения  витаминов А, С, Е и К. Еще они, обволакивая желудок дольше сохраняют ощущение сытости, что позволяет контролировать аппетит. Дают нам тепло, что в холодной стране немаловажно. Еще жир защищает внутренние органы и кости от ударов и обеспечивает их необходимую поддержку, улучшает вкус пищи. отвечает за транспортировку питательных веществ в организме, участвует в создании гормонов. Например, тестостерона. Если же количества жира в рационе недостаточно, то кожа становится  сухой, волосы выпадают,  мышечная масса тела низкая, холод переносится плохо, понижается  сопротивляемость инфекциям, слабеет иммунитет, плохо заживают раны, медленно идет  восстановление после физической активности. В Европе это давно поняли, а мы до сих пор во власти стереотипов.

 

 

Комментарии (0)

    Предложить героя