Рассказы о молочных подделках, продуктовая слежка и витаминные яйца

Роспотребнадзор опубликовал официальные данные по результатам проверки молочной продукции на полках магазинов, проводимой совместно с Национальным союзом производителей молока. Проверка проходила методом сплошной выборки, т.е. для исследования брались все предлагаемые товары. Отобранные 52 образца молочной продукции – твёрдый сыр и молоко жирностью 3,2 % – проверялись на содержание растительных жиров.

 

Проверка показала, что из всех образцов 7% молока и 8% сыра оказались фальсификатом, т.е. содержали в своём составе ингредиенты (немолочные жиры), которые не были заявлены на этикетке. То есть практически вся часть выборки соответствовала выдвигаемым требованиями к качеству и безопасности продукции. Похожие данные о фальсификате (от 8 до 12%) были озвучены и после глобальной проверки молочного рынка, проводимой основными контролирующими ведомствами – Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роскачество.

 

Таким образом, становится понятно, что громкие заявления о том, что большая часть молочной продукции является подделкой, – сильное преувеличение. Потребителей пугают внушительными цифрами «бедствия»: по данным разных контрольно-надзорных органов чуть ли не четверть всей «молочки» в нашей стране является фальсификатом. Кому выгодно нагнетание подобной ситуации можно догадываться. Но факт остаётся фактом – разговоры об отвратительном качестве российских продуктов питания, и молочных в том числе, необходимо сильно фильтровать.  

 

Вопрос фальсификации продуктов питания находится на особом контроле ряда государственных учреждений: параллельно с продуктовыми проверками, ведутся непосредственные проверки производств, которые умышленно обманывают потребителей, выявляются организации-невидимки, которые невозможной найти по заявленным адресам. Несколько дней назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал распоряжение профильным министерствам составить дорожную карту по созданию и внедрению единой информационной системы, позволяющей проследить историю любого продукта «от поля до прилавка». Это должно не только снизить уровень фальсификата, сократить количество проверок и простимулировать рост здоровой конкуренции, но и предоставить конечному потребителю исчерпывающую информацию о покупаемом продукте.

 

Важно отметить, что введение тотальной продуктовой слежки не панацея от пищевых подделок. Для подобной борьбы необходим целый комплекс мер, который включает в себя ужесточение наказания за фальсификацию (мошенники должны понимать, что они понесут персональную ответственность за такое нарушение), понятная прозрачная маркировка продукции, которая обяжет производителя честно и недвусмысленно писать состав продукта, исключение «серых зон» в отечественном законодательстве, регулирующем производство и продажу продуктов питания. Так, по данным опроса, проводимого НИЦ «Здоровое питание», значительно возрос процент людей, внимательно читающих этикетку, то есть потребитель явно стремится получить необходимую информацию. Однако зачастую вместо честного состава ему предлагают мифические надписи «эко», «био», «органик», «натур» или рассказывают о волшебных преимуществах, которые по сути таковыми не являются. Так, в некоторых магазинах можно найти яйца с целым комплексом витаминов. Тот факт, что яйцо и так, от природы, содержит в себе витамины разных групп, не является для маркетологов аргументом. Особая статья – нормативное регулирование, которое в ряде случаев требует детальной проработки. Например, переименование некоторых продуктовых категорий: «околомолочные» термины запрещены, а как же быть с «околомясными», «околоалкогольными» и другими сегментами? Они почему-то выпали из поля зрения.  

 

Фальсификация продуктов – одна из ключевых тем нашего издания. Рассматривая эту проблему с разных сторон не первый год, мы видим, что вопросов остаётся больше чем ответов. Странных инициатив и ложно поданной информации остаётся по-прежнему много. В такой ситуации потребителю нужно держать ухо востро, проверять любую информацию и внимательно подходить к выбору продуктов питания.

Комментарии (0)