Спасёт ли маркировка продуктов?

Борьба с фальсификацией продуктов питания в России становится одним из основных направлений всей пищевой отрасли. О многочисленных проверках продовольственных рынков, усилении законодательной базы, ужесточении наказаний за недобросовестное производство регулярно отчитываются надзорные и контролирующие органы. Особое внимание уделяется маркировке продуктов, основному источнику информации для конечного потребителя. Создание понятной для покупателя продуктовой этикетки – давняя рекомендация ВОЗ, предписывающая производителю размещать точные, регламентированные данные о составе пищевых продуктов.   

 

С июня этого года Роспотребнадзор приступил к внедрению системы «Светофор», в рамках которой продукты питания будут отмечены зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от количества в них соли, сахара и жиров. На фоне этого нововведения Алексей Цивилев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, выступил со своей инициативой. Он предложил Роспотребнадзору отдельно выделить категорию фастфуда, разместив на упаковке маркировку по типу табачных изделий, указывающих на возможный вред для здоровья. В интервью «Российской газете» депутат подчеркнул: «Упаковки фастфуда должны иметь, например, наклейки "мусорная еда" и картинки, изображающие человека с ожирением, потому что сегодня только визуальные впечатления оказывают влияние на молодежь». Борьба с фастфудом в нашей стране проводится уже не первый год. Много говорят о запрете рекламы вредных продуктов, об ограничительных мерах. Однако видимых изменений пока нет. По мнению парламентария, именно визуализация, которая, как и на сигаретных упаковках, должна занимать 50 % площади, предупредит покупателя о возможной опасности и убережёт от болезней сердечно-сосудистой системы, избыточного веса и диабета.   

 

Инициатива по маркировке, безусловно, благая. Но способны ли помочь такие меры? Вопрос непростой. По данным холдинга «Ромир», количество курильщиков за последние несколько лет сократилось. Но дело здесь не только в устрашающих картинках на пачке. Свою роль сыграли и запрет курения в общественных местах, увеличение цен на сигареты. То есть картинка сама по себе мало что меняет. В идеале должен быть целый комплекс мер, который лежит не только в поле запретов. Необходимо создание условий для того, чтобы человек выбрал здоровый образ жизни, оставил свои вредные привычки.

 

Пищевая отрасль – среда особая. Категории «полезный» – «вредный» часто оказываются неоднозначными. Любой проект, связанный с продуктовой безопасностью, проходит разные стадия согласования. Научное сообщество, отраслевые институты проводят большую исследовательскую работу по определению того, сколько и каких веществ необходимо употреблять человеку в сутки. На основе этих данных составляются пищевые рекомендации. Казалось бы – всё известно. Но без подводных камней не обходится. Диетологические рекомендации носят индивидуальный характер. Согласитесь, что у ребёнка, спортсмена, пенсионера и беременной женщины должен быть разный рацион. Усреднённые значения могут, наоборот, ввести людей в заблуждение и обернутся вредом. Или, например, картошка – наше национальное достояние. На полках этот товар должен быть отмечен зелёным цветом. Но если его обжарить на большом количестве сливочного масла или в многодневном фритюре, что останется от этого безопасного продукта? А в какую категорию должны попадать обезжиренные творожные продукты и продукты со средней жирностью? С одной стороны, диетологи рекомендуют обезжиренную «молочку», при этом сниженная жирность компенсируется высоким содержанием сахара. Как всё это вместить в три цвета? Не стоит забывать, что должна вестись активная просветительская работа. Ведь товар с красным знаком может быть воспринят потребителем как однозначно вредный для здоровья. А красный цвет только призван привлечь внимание покупателя к тому, что продукт можно употреблять в некоторых количествах. Так, вокруг насыщенных жиров разгораются бурные дискуссии. Это своего рода «страшилка». Но на самом деле насыщенные жиры могут составлять третью часть от всех жиров, получаемых организмом. Это вполне безопасное количество.

 

Убережёт ли маркировка от недобросовестных производителей? Ещё один вопрос. Подобные меры носят добровольный характер, и на данный момент не до конца понятно, как они должны регулироваться. Получается, что продукт может быть промаркирован зелёным цветом без имеющихся на то оснований.

 

Видно, что ситуация складывается непростая. Маркировка – важный шаг в борьбе с фальсификацией и укреплении здоровья людей. Но каждая инициатива должна быть доведена до своего логического завершения и досконально продумана со всех сторон. Предложения парламентария Цивилева, рекомендации контрольных органов, безусловно, нужны, но они не являются универсальной таблеткой от всех болезней. Достаточно вспомнить, как в 2015 году в Минсельхозе продвигалась идея маркировки продуктов с пальмовым маслом чёрной рамкой. Проект не был поддержан, не оказалось для него достаточных оснований. Важно понимать, что использование «чёрных меток» – это точечная и не всегда оправданная работа. В вопросе укрепления здоровья нации этого недостаточно, сдвигов можно добиться лишь, переходя от общего к частному.  Только масштабная пропаганда на всех уровнях, открытая, честная политика без теневых игр лоббистов, серьёзная правовая база способны изменить ситуацию.

 

Комментарии (0)