Жвачка-куратор

Mars известен как производитель шоколадных батончиков, однако недавно они открылись широкому потребителю с неожиданной стороны. В результате совпадения, случайность которого мы сейчас проанализируем,  внимание  родителей подростков  привлекла реклама ранее менее известной продукции концерна - жевательной резинки  Five компании Wrigley, входящей в Mars Inc., со слоганом «Правда или действие».

Суть рекламной акции состоит в том, что подростки, насладившись процессом жевания резинки, не должны этим ограничиться. На упаковке их ждали задания, которые следовало выполнить и  опубликовать отчет об этом в соцсетях под тегом #5правдаилидействие.  Эти ценные указания имели различную степень разумности и сложности, от предложения улыбнуться незнакомцу до вариантов подумать о том, что нужно обязательно сделать перед смертью и забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи.

Бомбануло у родителей из-за того, что практически одновременно с появлением этой промо-акции, в СМИ активно обсуждались сообщества в соцсетях, создатели которых отправляют подписчикам-подросткам  различные задания и требуют отчета об их выполнении. Эти указания также варьируются по степени нелепости и безопасности: подросткам  в начале предлагают нарисовать или нацарапать  на руке синего кита и разместить фото об этом, а в конце – прыгнуть с крыши. Пpи этом детям говорят, что их  IP-aдpeca  известны, и в случае невыполнения ими последнего задания их близких ждет смерть.

Человек, рассылающий детям эти  ценные указания, называется куратором, в ходе участия в подобном шоу также необходимо  проставлять хэштеги: #явигpe, #тиxийдoм, #cинийкит. Есть у них и свой слоган, который нужно разместить на странице как сигнал готовности участвовать: Забирайте меня кит к себе. Я  жду инструкций. Я в игре.

Есть пока официально не подтвержденные данные, что несколько подростков все-таки выполнили последнее задание. Причинно-следственная связь между их самоубийствами и членством в подобных группах устанавливается следственными органами.

Обеспокоенные родители в нескольких регионах одновременно (Сахалин, Северная Осетия, Кубань, Калининград) пожаловались властям. В результате компания Mars приняла решение о  прекращении рекламной  кампании «Правда или действие» и изъятии всей партии с вопросами и заданиями из продажи, заверив потребителей в том, что они не хотели создавать предпосылок для небезопасного поведения. Сообщение об этом размещено на их официальной странице.

Параллели  в организации обеих акций прослеживаются достаточно четкие. Проанализируем хронологию событий, чтобы понять случайным или закономерным было это совпадение.

16 мая 2016 г. в № 51в «Новой газете» вышел материал «Группы смерти» о сообществах в соцсетях, который вызвал большой интерес, поскольку многие родители тогда узнали об этом явлении впервые.

В августе 2016 г. (по сведениям самого производителя) разработана концепция рекламной компании жевательной резинки.

16 ноября 2016 г.  по  обвинению по ст. 110 УК РФ - доведение до самоубийства  и ч. 4 ст. 33 УК РФ  - подстрекательство к доведению до самоубийства,   арестован  безработный  Филипп Будейкин – администратор одной из групп смерти ВКонтакте.  Его друзья говорят в интервью, что его целью был только пиар и что он не желал никому смерти.

В феврале 2017 г.  стартовала  рекламная кампания жевательной резинки со слоганом «Правда или действие». Одновременно  растет число запросов в поисковых системах  по теме синих китов.

Что ж, вершин пиара удалось достигнуть и китам, и марсианам. Мы полагаем, что в основе и той, и другой акции лежит использование  технологий, имеющих признаки манипуляции. Только безработный 21-летний администратор, скорее всего,  интуитивно пришел к идее их применения, а мировой концерн сделал это осознанно, предварительно изучив вопрос.

Считаем, что в обоих случаях организаторы не могли предусмотреть всех последствий затеянного: Филипп не рассчитывал в итоге сидеть в СИЗО, а Марс - изымать продукцию из магазинов. Однако то, что один придумал популярную тему, а другие оседлали ее и поехали на ней – факт.

Что же касается подростковых самоубийств, то по единодушному мнению психологов, родителям следует обеспокоиться не группами смерти и жевательными резинками, а созданием благоприятной обстановки в семье. 

Комментарии (0)